UOKiK не удовлетворен. Польский антимонопольный регулятор угрожает Газпрому штрафом в 50 млн евро в связи с Северным потоком-2

UOKiK не удовлетворен. Польский антимонопольный регулятор угрожает Газпрому штрафом в 50 млн евро в связи с Северным потоком-2

Польский комитет конкуренции и защиты потребителей (Urząd ochrony konkurencji i konsumentów, UOKiK) возбудил дело в отношении Газпрома по причине непредоставления информации в рамках антимонопольного расследования, касающегося проекта магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2.

Об этом UOKiK сообщил 3 июня 2020 г.

Основанием для возбуждения дела, по заявлению UOKiK стало отсутствие сотрудничества со стороны Газпрома в ходе антимонопольного расследования против МГП Северный поток-2.

Регулятор отмечает, что в январе 2020 г. направлял Газпрому запрос на получение информации в рамках расследования, но ответа не получил.

Газпром ранее прояснял ситуацию с запросами информации со стороны UOKiK.

На обращение о предоставлении информации и документов в рамках проводимого расследования, Газпром ответил 31 января 2020 г.

Однако в марте 2020 г. последовало новое обращение о предоставлении информации, на что Газпром запросил у UOKiK дополнительные обоснования для предоставления запрашиваемых информации и документов.

Польскую сторону ответ Газпрома по-видимому не устроил и теперь, по заявлению UOKiK, Газпрому грозит штраф в размере до 50 млн евро за непредоставление информации в рамках расследования, причем независимо от результатов разбирательства.

UOKiK последовательно создает сложности для реализации проекта Северный поток-2.

В 2016 г. UOKiK заблокировал создание СП Газпрома с 5 европейскими партнерами — Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall Dea.

Проекту это не помешало, поскольку была выбрана альтернативная схема финансирования.

Оператор проекта Nord Stream 2 осталась 100%-ной дочкой Газпрома, а финансирование проекта было решено осуществлять за счет кредитов.

В апреле 2017 г. Nord Stream 2 и европейские партнеры Газпрома подписали соглашения о финансировании, согласно которым Газпром обеспечит 50% финансирования проекта (4,75 млрд евро из 9,5 млрд евро общей стоимости МГП Северный поток-2), а остальную сумму совместно профинансируют партнеры, т.е. каждая из 5 компаний должна вложить в проект 950 млн евро.

Читайте также  День (Украина): между Отчизной и империей (часть 2)

Подобную схему финансирования Польша посчитала спорной и в мае 2018 г. UOKiK инициировал расследование в отношении Газпрома и его партнеров.

По итогам расследования UOKiK предъявил обвинения в нарушении антимонопольного законодательства Польши, посчитав, что участники проекта предприняли попытку обойти закон, продолжив финансирование проекта без согласия антимонопольного органа.

UOKiK обвинил Газпром в том, что без предварительного согласия ведомства, компания заключила финансовую сделку с партнерами, которая ограничит конкуренцию и усилит переговорные позиции Газпрома по отношению к клиентам в Польше.

В июне 2018 г. Газпром направил UOKiK возражения по его позиции и ходатайствовал о прекращении процедуры антимонопольного расследования.

На обращение Газпрома польская сторона не отреагировали и расследование продолжилось.

В ноябре 2019 г. UOKiK оштрафовал Engie за отказ в предоставлении информации для расследования, причем информацию о сумме штрафа и аналогичных решениях в отношении других участников проекта польский регулятор разглашать не стал.

Польша прикладывает серьезные усилия для того, чтобы заблокировать проект по строительству МГП Северный поток-2.

В ход идут все возможные средства от попыток через экологов оспорить выдачу разрешения на строительство газопровода в водах Дании до планов по аресту активов Nord Stream 2 в рамках взыскания средств с Газпрома по спору вокруг Ямальского контракта.

Однако самая серьезная победа Польши в борьбе с Северным потоком-2 связана с тем, что проект не удалось вывести из-под действия обновленной газовой директивы ЕС.

Проект это не блокирует, но газопровод может остаться загруженным не на полную мощность, что означает резкое ухудшение экономической составляющей проекта.

Соответствующую заявку Nord Stream 2 Федеральное сетевое агентство Германии (Bundesnetzagentur, BNetzA) отклонило 15 мая 2020 г., сославшись на мнение 10 стран ЕС, в т.ч. Польши.

Читайте также  Священная память

PGNiG назвала отказ немецкого регулятора в освобождении Северного потока-2 от действия новых норм законодательства ЕС своим успехом.

Создав проблемы для МГП Северный поток-2, Польша сильно рассчитывала то, что объемы транзита российского газа по участку МГП Ямал — Европа, проходящему по ее территории, сохранятся после истечения 16 мая 2020 г. срока действия долгосрочного транзитного контракта.

Транзит газа продолжился, но в нестабильном режиме, периодически вообще прекращаясь.

На июнь мощности польского участка МГП Ямал — Европа по итогам прошедшего в мае 2020 г. аукциона зарезервированы примерно на 93%, а на 3й квартал 2020 г. — на порядка 80%, причем бронировал мощности скорее всего Газпром.

После окончания долгосрочного транзитного контракта, польский маршрут может представлять интерес для Газпрома как инструмент для балансировки поставок газа в Европу.

В период слабого спроса, Газпром может снизить прокачку по МГП Ямал — Европа, перераспределив нагрузку на МГП Северный поток или украинский маршрут, мощности которых уже оплачены.

По МГП Ямал — Европа Газпром никаких долгосрочных обязательств не несет, а с запуском МГП Северный поток-2, который ожидается в конце 2020 г. или 1м квартале 2021 г., перспективы польского транзита становятся еще более туманными.